Гварди, Джованни


Гварди, Джованни
Антонио (Guardi, Giovanni Antonio) 1699, Вена — 1760, Венеция. Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала семья. В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио. Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Дж. Б. Пьяццетты и С. Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую К. Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции. Мастерская Дж. А. Гварди выполняла большие заказы: алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Я. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, с портретов современных французских художников. В 1730—1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками М. фон Шуленбурга, участника войны с турками. Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Ф. Гварди, на что указывает различие в манере исполнения. Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие Дж. А. Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским; Св. Троица среди святых и четырех евангелистов, а также Семь скорбей Девы Марии, четверо святых и четверо отцов церкви (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние С. Риччи. На приверженность живописной манере Риччи указывает пульсирующий мазок, передающий струящиеся складки одежд. Мазок Джованни Антонио более компактен, чем у Риччи, но прием живописи свободной широкой кистью художник заимствует у последнего. В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо). Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра. С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной истории Муций Сцевола, Триумф Аврелия, Великодушие Сципиона, Смерть Софонисбы (Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок Джованни Антонио. После 1755 Джованни Антонио создал цикл из пяти живописных панно к поэме Т. Тассо Освобожденный Иерусалим (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой, вдохновившись гравюрами Дж. Б. Пьяццетты (1745), с которым подружился во время работы для М. фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме. Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи С. Риччи. Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Дж. А. Гварди в 1749—1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита, повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо. Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства XVIII в.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Morassi A. Guardi. Venezia, 1923; Mostra dei Guardi. Catalogo della mostra, a cura di P. Zampetti. Venezia, Palazzo Grassi. 5 giugno — 10 ottobre. 1965
Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Гварди, Джованни" в других словарях:

  • Гварди — (итал. Guardi)  итальянская фамилия: Гварди, Франческо (1712 1793)  итальянский художник; Гварди, Джованни Антонио (1699 1760)  итальянский художник, старший брат Франческо Гварди …   Википедия

  • Джованни Батиста Тьеполо — Джованни Баттиста Тьеполо Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения …   Википедия

  • Джованни Баттиста Тьеполо — Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения …   Википедия

  • Джованни Тьеполо — Джованни Баттиста Тьеполо Имя при рождении: Giovanni Battista Tiepolo Дата рождения: 5 марта 1696 Место рождения …   Википедия

  • Гварди Франческо — Гварди, Гуарди (Guardi) Франческо (крещен 5.10.1712, Венеция, 1.1.1793, там же), итальянский живописец пейзажист венецианской школы. Учился у своего брата Джованни Антонио Г. В начале творчества выполнял свободные копии с работ итальянских… …   Большая советская энциклопедия

  • Гварди Франческо — Гуарди (Guardi) (1712 1793), итальянский живописец венецианской школы. Религиозные, мифологические, исторические картины («Александр перед телом Дария»); в поэтических видах Венеции со сценами городской жизни («Подъём воздушного шара», 1784)… …   Энциклопедический словарь

  • Гварди, Франческо — Лаццаро (Guardi, Francesco Lazzaro) 1712, Венеция 1793, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик. Венецианская школа. Учился у своего старшего брата Джованни Антонио и до 1760 работал в Венеции с младшим братом Никколо (1715 1786) в… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Гварди — (guardi) Франческо (1712, Венеция – 1793, там же), итальянский живописец, мастер ведуты. Родился в семье художников. Учился у своего брата Джованни Антонио Гварди, автора виртуозных композиций в стиле рококо. В течение всей жизни не покидал… …   Художественная энциклопедия

  • Гварди, Франческо — Франческо Гварди Francesco Guardi …   Википедия

  • ГВАРДИ Франческо — (Guardi, Francesco) (1712 1793), итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698 1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо. Манера исполнения его более… …   Энциклопедия Кольера

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.